1 июня 2021 г. состоялось расширенное заседание Бюро СМУ РАН. С научным докладом «Внешняя политика Франции при Эммануэле Макроне на российском направлении: проблемы политологического анализа» выступил член СМУ РАН, представитель ОГПМО РАН к.полит.н. П.П. Тимофеев (ИМЭМО).
В своем выступлении докладчик сфокусировался на месте России во внешнеполитической повестке президента Франции Э. Макрона, на точках конструктивного соприкосновения и напряжения между Россией и Францией, на динамике двусторонних экономических связей. Показал, что президент Франции символизирует своим избранием успех политической и деловой элиты страны, разделяющей неолиберальные экономические установки и центристские политические взгляды. Назвал возможные причины, объясняющие подход Э. Макрона к отношениям с Россией, который зиждется на том, что в условиях тренда на формирование новой биполярности США – Китай Франции и Евросоюзу в целом следует выстроить новую архитектуру европейской безопасности, для чего необходим диалог с Россией.
Отмечено, что российско-французские отношения за 2017–2021 гг. испытали влияние целого ряда факторов и международных кризисов. Их укреплению способствовали активизация двустороннего антитеррористического диалога по Сирии и восстановление межминистерского сотрудничества по вопросам безопасности; возобновление заседаний Совета по экономическим, финансовым, промышленным и торговым вопросам (CEFIC); запуск Трианонского диалога и продолжение развития научно-технических проектов, в том числе по ядерной энергетике и космосу. Новые факторы, стимулировавшие активизацию российско-французских отношений, – борьба за сохранение СВПД по Ирану, попытки урегулирования Ливийского и Нагорно-Карабахского конфликтов, диалог в сфере контроля за вооружениями.
К старым вызовам, существовавшим в российско-французских отношениях (евроатлантизм французской политической элиты, разногласия по Сирийскому и Украинскому кризисам, проблематика прав человека, различные подходы двух стран к применению права вето в ООН) в 2017–2021 гг. добавились несовпадение подходов Москвы и Парижа к напряженности в Белоруссии и политическому кризису в Центральноафриканской республике.
Неоднозначно развиваются и двусторонние экономические связи. С одной стороны, помимо политических трений, они испытывают негативное влияние вследствие санкционного давления ЕС и российского ответного эмбарго, падения товарооборота и замедления реализации ряда совместных экономических проектов из-за пандемии коронавируса. С другой стороны, французский бизнес в массе своей сохраняет позиции на российском рынке, а Франция остаётся одним из ключевых зарубежных инвесторов в РФ.
В заключение докладчик отметил, что заявленное французским лидером стремление к переформатированию системы европейской безопасности через диалог с Россией потребует долгосрочного решения целого ряда серьезных проблем. Не переоценивая изменений, произошедших во французских подходах в основном на уровне дискурса, следует отдать должное Э. Макрону как первому европейскому лидеру, ясно заявившему о необходимости переосмыслить систему европейской безопасности к общей пользе ЕС и России. Дальнейшая работа в этом плане потребует политической воли и недюжинного терпения Москвы и Парижа, и будет способствовать росту доверия сторон друг к другу.
После выступления состоялась дискуссия. Присутствовавшие члены СМУ РАН проявили интерес к докладу и осведомленность о политической ситуации на европейской арене в целом и в двусторонних отношениях России и Франции в частности. В ходе дискуссии поднимались вопросы о президентских выборах во Франции в 2017 г., внешнеполитических воззрениях французской политической элиты, специфике подходов Франции и Германии в отношениях с Россией, нюансах французского подхода к урегулированию Украинского кризиса, проблемах участия России в системе европейской безопасности, российско-французских научных и культурных связях, языковых и студенческих программах, их месте в двустороннем сотрудничестве, а также перспективах выборов во Франции в 2022 г.